FUTURUM. ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ

«К счастью, я чувствую, что мой прогноз не сбудется». Нейросеть GPT-2
В эпоху партнерства человека и искусственного интеллекта авторы проекта Ксения Фролова и Роман Иванищев предложили представителям творческих индустрий футурологическую игру: участники прислали прогнозы будущего, а нейросеть «осмыслила» содержание и на основе этих текстов предложила собственные варианты.

«Futurum. Горизонт событий» представляет собой авторский метод предсказания для человечества и будущих мировых тенденций, основанный на взаимодействии авторов, искусственного интеллекта и привлеченной фокус-группы. Тексты присланных прогнозов использовались для обучения нейросети.

Согласно сложившейся практике, искусственная нейронная сеть обучается «учителем» через обучающий набор (датасет), который содержит примеры с истинными значениями: тегами, классами, показателями. Большое количество прогнозов в качестве датасета, помогли смоделировать многовариантность полученных текстов и уйти от однонаправленных результатов — «мы все умрем / мы все будем жить».

«Скормив» полученные тексты нейросети, авторы получили результаты обработки в несколько смысловых группировках — об искусстве, человеке, духовном, об обществе, природе и экологии и т. д., где любая цитата означает не что иное, как тот или иной вариант фантазии, а тексты как нельзя лучше подходят для корректировки старых канонов художественного высказывания под новый вид реальности.

Примечание: фрагменты текста были написаны при помощи искусственного интеллекта.

Ниже представлены итоги работы с русским аналогом нейросети GPT-2 компании OpenAI, созданной российским программистом Михаилом Гранкиным. Орфография-пунктуация и стиль ИИ сохранены.
О человеке

После того, как будут официально разрешены браки с антропоморфными роботами /машинами, мало-помалу начнётся движение за права роботов. Это случится раньше, чем андроиды достигнут технического совершенства, при котором их было бы невозможно отличить от настоящего человека.

""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
До этого времени все андроиды будут находиться в одной цепи, и люди будут получать оральную и анальную стимуляцию друг друга. Возможно, некоторые андроиды будут существовать не только как гибриды, но и как полноценные личности, под-формы человек будут им заменены искусственным вариантом.

И тут надо будет чётко и точно осознать, что именно происходит в твоей жизни на самом деле. Не надо этого скрывать. Поэтому не торопись, ничего не бойся.

Олигархи, как ни крути, тоже люди. Они не просто истязают – они превратили в пытку саму идею жизни в такой же степени, в какой сами стали ее культовой реальностью.

Люди должны осознать, как велик контекст, в котором они живут. Надо бороться с тем, что мы называем размыванием культурных границ и барьеров: нам всем надо научиться выходить на улицы и рассказывать друг другу то, что мы хотим.

В этом вопросе, если позволите, участие человека необходимо. Это будет мотивировано тем, что сейчас многие поколения людей живут на дефиците еды и воды и живут не особенно счастливо. Это, вероятно, будет связано с новыми технологиями, поскольку сегодня человечество радикально увеличит продолжительность жизни. И это еще не все.

Это будет явным предостережением для тех, кто родился с эмпатическим складом характера. Следствием этого станет полное и быстрое исчезновение огромного количества конфликтов, так необходимых человечеству. На этот счет существуют определенные теории, в которых космический человек говорит о невидимом мире, где действуют разнообразные концепции, и существует множество странных суждений. Но о некоторых из них известно с большой степенью точности.

Создание прототипов домашних и боевых роботов — эта профессия издавна привлекала умы выдающихся людей. Но к созданию таких роботов человека может привести только его собственный герой.

Из чего следует два вывода. Во-первых, чем меньше наша осведомленность о происходящем в управляющем континууме, тем больше там происходит. Во-вторых, выходит, что в управлении человеком участвует бесконечно много людей, причем главный оператор всегда один. А какой он, тоже никто не знает.

Так, слова превращаются в привычные потребности: хотеть есть - это потребность. Быть красивым - это потребность. Есть и другие гламурные формы - у нас вот такой.

Многие из нас больше не будут иметь права вступать в настоящий брак по закону. В будущем эта категория браков будет работать в чистом виде. Но все изменится, когда мы получим возможность построить на новом уровне полную психическую и сексуальную интерлюдию из одного духа. И с каждым годом мы все глубже и глубже погружаемся в физиологические связи, становясь все более искусственными и зависимыми.
Искусстве и культуре
Экскурсии по музеям и выставки запрещены. Главное место в образовании сейчас занимают творчество и масса развлечений. Наш народ понимает, что реальная власть принадлежит народу-президенту». Цель – убедить всех, что впереди цивилизация разумных машин, а не экспроприация половины озонового слоя... Но то, что предложил Сам, показалось ему как бы шуткой, продуманной и несколько условно. Зато увиденное ему понравилось.

Эти два элемента в любой культурной традиции равнозначны. Их скрепляет одноохватный подход, основанный на идее, что каждому культурному коллективу «назначается определенное время обучения».

Но все мы знаем, что нужно время, много времени для того, чтобы культура в этом удивительном и уродливом своем облике шагнула в направлении гармоничного развития. Поэтому я говорю: "Эфир цветов и нежитевые лазерные проигрыватели".

На самом деле, в силу самой природы произведения первый фрагментарный образ, который получает зритель, уже является частичным знакомством с работой, уже на этом этапе работа частично оценивается и интерпретируется. Поэтому я верю в важность включения автора в пресловутый процесс пиара.

На этом этапе литературное творчество больше всего заинтересовывалось нравственными проблемами. Однако оно, как и наука, только углублялось в эти сферы, и это, как правило, приводило к социальным психопатологиям. Как писал чешский социолог Виссарион Белинский, "когда кусок хлеба, не разломавшись на части, исчезает во рту обывателя, навсегда исчезают в нем и все идеи, а если и появляется что-то в разуме, то оно самых незначительных размеров; так и наступает то равнодушное состояние будущей утопии".

Люди будут видеть в себе скопления памяти и предсказуемо построят свою жизнь по этим критериям. Жизнь превратится в искусство, как архитектура - в однородную бетонную коробку.

То, что не до сих пор играет большую роль в информационных технологиях, способно стать стимулом и пищей для творчества. Для художников нет ничего важнее создания произведений, и здесь они сильны. Их работа требует простоты. Открытие нового типа искусства, открытие имени художника - это самое большое событие в творческой жизни. Кроме того, это единственный доступный знак внимания к будущему поколению. Сунь Цзы сказал: "Искусство есть величайшее из знамений, подтверждающих благость Учения".

Никто не будет ставить перед нами такие задачи, мы просто будем продолжать их воплощать в своих произведениях.
Об обществе
В жизни главное — личный дух, а не личная судьба. Еще раз повторюсь, существует много разных форм здорового личного духа. Такие люди чаще всего живут в небольших общинах. Главная функция их жизни — взаимопомощь. Надо стремиться к этому.

А пока продолжается эта быстрая и неконтролируемая перестраховка, правители всех стран, сквозь которые этот путь проходит, полностью забывают о том.

Вспомните пример из обычной жизни. Большинство членов нашего общества и ведет бы себя так же, пока в него не придут другие люди

И когда всем жителям планеты становится известно, что их будут кормить, одевать и водить за руку, они перестают задумываться о существовании негативных моментов. Они больше не думают о том, что их планируют как рабов. Сейчас это можно легко понять. Никто не хочет умереть раньше времени, кроме, может быть, одного только вождя всей этой планеты. На этом острове находится не только его главное управление. На нем сосредоточены все источники зла. Здесь он собирает свою шайку.

К сожалению, такие вещи не проходят без репрессий. В том числе и в Интернете. Поможет вам в этом любая из наших технологий – внесение в план для партнеров и заказчиков участия в проекте, предоставление возможности регистрации собственного бренда или рекламный акт.

Всё это началось с перестройки и цветных телевизоров, а закончилось высокоточным анималистическим кино — а потом, когда-нибудь, совсем когда-нибудь, наши души сольются в одном сердце… Секс… он ведь тоже постепенно потеряет смысл, особенно если учитывать всё сказанное

И никто не знает, как развернутся события, когда человечество войдет в новый этап развития – индивидуальную судьбу. Перемены поразительны. Никогда ранее не было так много мыслящих людей. В разных областях науки достижения последних лет вызывают споры и несогласия.

Внутренняя экологическая политика и экономические решения не должны представлять собой пересмотр религиозной доктрины, а должны способствовать созданию свободного мира, где все экологические проблемы разрешились бы сами собой. Мы вынуждены сделать очень серьезную оговорку: развитие этих новых видов науки поставит нас в чрезвычайно сложное положение.

Предки человека решили, что люди должны быть едины – и они действительно это сделали. На исторической арене их влияние будет способствовать полному управлению обществами, что утвердится на каждом этапе развития.

Существует большая вероятность, что будущая цивилизация будет работать не на традиционную капиталистическую систему, а на мультикультурализм с персональным референтом в каждой сфере жизни, и тогда творческий опыт вашего общества будет подчинен индивидуальному проекту. Она объединяет нас с сотнями поколений уникальных личностей - множество опытов, в которых уникальность перерастала в особое качество. В этом ее сила.
Финансы и экономика
Это будет капиталовложением, а не инвестицией. Это будет инвестицией в новую систему финансирования и торговли. Это будет инвестицией в создание Нового Мирового Рынка. И это будет инвестицией в Капитал со всеми его бывшими опорами и паразитами.

А вот богатство бедных людей – очень важное условие сохранения нашего нынешнего благосостояния. Если богатство богатых людей реально и будет расти с ростом ВВП то при этом будут изменяться социальные стереотипы и ценности, т. е. модель формирования человеческого сознания, из которой мы черпаем наши ощущения.
О духовности
Все тонкости поз и методов сами по себе ведут к проявлению божественного. Медитация и пение помогают раскрыть ответ на вопрос, что именно происходит с телом. Некоторые тела излучают энергию. Некоторые пищат, другие делают другие вещи, которые всем кажутся бессмысленными.

Но в мире повсеместно зреет новый, более высокий идеал — солидарность человечества в борьбе за будущее человечества. Таково задание, данное эстетом. Настало время рассказать читателям о новых подвигах и приключениях отважного эмиссара Всемирного Духа. Переживем и это. А сейчас будет время побеседовать о том, что именно нам нужно сделать, чтобы в конце концов исчез с нашей планеты тот, кто приходит к нам в кошмарах.


Духовное развитие человека есть анунакоцентрованная катастрофа планетарного масштаба. В таких экосистемах субъекты будут внедряться друг в друга, что приведет к появлению общества мимикрирующих, скачком превратившихся в псевдосоциальные биороботов.

Чем слабее вера в эту ценность, тем более автономными и способными к самостоятельной жизни становятся эти народы, и наоборот.

Этот путь больше всего похож на жадность, но и на него есть свои подъемы и спуски. Главное — понять, чего же ты хочешь.

Естественно любая цитата будет означать не что иное, как тот или иной вариант подобной фантазии. Слова уже давно превратились в тексты, а тексты как нельзя лучше подходят для корректировки старых литературных канонов под новый вид реальности.

В любом случае все произойдет с такой быстротой, что даже самые жалкие из людей забудут о существовании и вселении Бога в самих себя.
Путешествиях
Я знаю много людей, которые не могут сменить ни одного дома на другом конце света. Эти люди в путешествиях постоянно попадают в разные ситуации, так как часто им приходится расстаться с чем-то своим на время путешествия.

Жизни / смерти
Большинство людей не собирается умирать при жизни, но общество хотя бы убедилось в том, что им когда-нибудь придется это сделать. А через год или два люди умрут в больницах – это теперь не надо будет так бояться, – и эффект будет тем же самым. Так что теперь делать лучше?

И эти люди даже не знают, что у них есть какое-то другое измерение, которое находится за границами их комфортной жизни и граничит с особо опасными сценариями для жизни.

А придя в себя, он уже не сумеет осмыслить происходящего. Он настолько эмоционально слаб, что его мир будет казаться ему кошмаром, а исчезновение с его горизонта будет казаться небытием.

В обозримом будущем человечество неизбежно вступит в новый век». И – красным карандашом – пометка: «Центром вселенского перенаправления может стать любой центр».

Мы на нашей земле воплотили свои идеи в жизнь, в результате чего у миллионов людей есть радужные перспективы и возрождается надежда на лучшую жизнь.

Можно раз увидеть, как они цветут или умирают, и вернуться в свое настоящее. А можно захотеть пойти дальше, к новой границе и смотреть на нее сколько влезет до тех пор, пока твоя крыша не треснет.



Об экологии и природе
Про таких говорят – «волосатые матери». На самом деле это останки вонючих отбросах.

Конец истории наступит в будущем году, когда появятся искусственные биологические гибриды с их генным программным обеспечением.

Насосы и машины, которые будут потреблять нефть и газы из веществ, доступных человеческому организму, исчезнут и заменятся космическим мусором, который, конечно, будет представлять и меньшие неудобства. Такого рода технологии доступны уже сегодня.

И вдруг речь заходит о токсикологическом воздействии синтетических продуктов, и немедленно выясняется, что во многих случаях достаточно небольшого количества синтетических продуктов, чтобы привести к лучевой или оральной анемии.

Жизнь в Интернете докажет это. Но в этом нашем настоящем остаются неизбывные сомнения. Какую форму примет это сознание? Нам грозит опасность попросту исчезнуть. К счастью, я чувствую, что мой прогноз не сбудется. Природа передаст мне подарок. А здесь нас ожидало самое милое и благородное — настоящий беспорядок. Грядет торжество хаоса, потому что уже создан язык постижения, и мы будем учиться управлять хаосом, когда он наступит. Сама природа есть хаос.

Белка получает кусок фисташки, чтобы строить дом, человек – рыбу и кожу, зверь питается личинками насекомых. С каждым годом им становятся все дороже и дороже яйца белки и уже не удовлетворяют требования самого примитивного коллективного животноводства.

На основе анализа закономерностей появления и развития речи морских млекопитающих, выявленных нашими биологами, ученые могут составить сценарий дальнейших действий по выживанию человеческих популяций в биологическом смысле





Исходные прогнозы участников
Тексты представлены в оригинальном виде, без исправлений и редакции
Максим Андреев
Если человечество не придет к формированию бесклассового общества, наше будущее сгорит в огне новой мировой войны, которая охватит весь мир. Мы увидим самое страшное проявление фашизма за всю историю. Мы не победим рак. Не сможем покорять космос. Наука станет работать на благо узкой прослойки общества. Роботизация жизни не будет иметь массового характера. Бесплатное образование и медицина уйдут в прошлое. Повсеместный тотальный контроль и пропаганда запрут людей в границах своих городов и стран. Капитал победит и будет раз за разом свергать своих старых лидеров руками и кровью простых людей.
Вера Глазкова
Увидеть будущее, построить планы на определенный период жизни личности, деятельности институции и т.д. - увлекательный процесс, в котором легко уйти в утопию. Создавая эту платформу, мы все-таки опираемся как на глобальные процессы, происходящие в обществе, так и на уникальный личный опыт, полученный от собственной созидательной деятельности. По-видимому, вот эта уникальность и будет заложена в основу будущего художника и творческой среды в целом. Невозможно дать определение уникальности сегодня. Но это важный фактор.

Актуальность направления "Art & Science" усилится и примет новые формы взаимодействия ученого-исследователя и художника. Все остальное, что сегодня вышло на первый план (например, он-лайн презентации достижений, он-лайн продажа произведений искусства и др.) останется. Но как уже сформировавшееся действие в творческой среде.

Процесс создания культурной территории тоже отвечает запросам будущего. Территория - это не только наличие большого количества музеев, галерей, арт-критиков, кураторов, художников, общественных организаций, событий (арт-ярмарки, биеннале), но и их взаимодействие. В основе будет лежать профессиональное предложение, полученное от новых людей. Заглядывая в будущее мы будем обращаться (хотим или не хотим этого) к архивам уходящего, но очень интересного и живого времени!

Глазкова Вера, галерист
Ольга Дерюгина
Что будет с искусством в скором будущем

1 Одна из сложностей, которая ожидает художников в связи с переходов арт-институций в онлайн-режим, - отсутствие запроса на новые проекты. Понятно, что музеям проще сейчас обратится к своим коллекциям и архивам и брать контент для размещения в сети оттуда.

2 Формат онлайн-галереи / аукциона будет выгоден только одной категории художников - тем, чьи работы можно поместить в рамочку и повесить на стене. Как бы ни было грустно, в основном, только такое искусство продается. Это верно и для офлайн-галереи, конечно. Но если там было хоть какое-то пространство для эксперимента (перформанс, видео и инсталляции тоже случались), то, боюсь, что в сетевом формате удача будет исключительно на стороне живописи и принтов.

3 Безусловно, есть и независимые мультимедийные онлайн-галерей с видео, интерактивными и генеративными работами. И со временем их будет больше. Но вопрос в том, как им себя продвигать и находить своего зрителя. Без внешней финансовой поддержки и крупных информационных партнеров это довольно сложно.

4 Вся надежда - на помощь культурных фондов и премий. Хотелось бы, чтобы они наконец обратили свое внимание на мультимедийное искусство.

5 Довольно часто пиар - это самое слабое звено в художественных проектах. И происходит это потому, что плохо налажена коммуникация между художником / куратором и пиар-отделом. Каждый выполняет свое дело, не сильно вникая в суть работы другого. При переходе в онлайн-среду эта проблема может быть либо гениально решена, либо стать еще более очевидной. Я уверена, что сегодня художник не может не учитывать то, что принято называть «продвижением» или «смм». На самом деле, в силу самой природы произведения первый фрагментарный образ, который получает зритель, уже является частичным знакомством с работой, уже на этом этапе работа частично оценивается и интерпретируется. Поэтому я верю в важность включения автора в пресловутый процесс пиара. Вместо того, чтобы отдавать анонсы на откуп специальному отделу, можно взаимодействовать с ним и сделать контент для соцсетей частью своего произведения. Важно осваивать новые техники донесения сообщения, не теряя при этом своего видения и почерка, если угодно. Не думаю, что достаточно сделать мем и считать его своей работой. Вместо этого можно сделать мем, который станет ключом к вашей работе или просто привлечет к ней внимание, станет частичкой мифологии вокруг нее.

6 Полагаю, что онлайн-фестиваль - это хороший способ собрать отличных художников и создать событие, которое будет интересно зрителям и поможет авторам. Думаю, в таком формате можно сделать часть контента бесплатным, а часть - по билетам или подписке. Например, образовательная программа с какими-нибудь звездными теоретиками может быть платной. На мой взгляд, это вполне рабочая схема, чтобы собрать аудиторию, сопоставимую с аудиторией офлайн-проекта подобного формата, и заработать немного денег для художников.

7 Солидарность солидарностью, но не стоит забывать, что когда карантин закончится, никуда не денутся проблемы, связанные с климатическими изменениями и миграцией. Границы откроют, и в скором будущем жители островных городов и бедных стран будут еще активнее, чем прежде, эмигрировать - чтобы сбежать от природных катаклизмов, найти работу и защитить свое здоровье. При этом мы наблюдаем по всему миру консервативный поворот, это значит, что конфликты на почве расы, этноса, вероисповедания и гендера будут усугубляться. Национальные правительства во многих европейских странах и Америке, похоже, не стремятся эти конфликты погашать. Как людям ладить с другими людьми и уважать их - это задачка, которую предстоит решать представителям культурной среды. Поэтому я очень надеюсь, что будет больше социально-ориентированных инициатив - работы с местными сообществами, с мигрантами, и с всеми, кто не вписывается в доминирующий социокультурный нарратив. Я также думаю, что важно продолжать и усиливать работу с контекстом ресайклинга, альтернативных источников энергии, шеринговой экономики и прочей экологической повестки.

Ольга Дерюгина
28 марта 2020 г.
Ольга Киселева
FUTURUM : Nature Learning
На фоне нынешнего кризиса продиктованного в первую очередь совокупностью ошибочных и непродуманных действий в области политики, экономики и экологии, мы видим, настолько современное человечество отчуждено от живого, природного, насколько мы зависимы сегодня от возведенного на этом фундаменте искусственного и технологического, и как мы не можем гармонично сосуществовать хоть с кем-то, кроме себя самих.

Мы снова и снова вторгаемся в природную эко-сферу, многовековое равновесие которой поддерживается естественным сосуществованием великого множества живых организмов: животных, растений, насекомых, а также - зачастую неизвестных нам - бактерий и вирусов. Пытаясь (как правило – наспех) перестроить эту эко-сферу, сделать ее удобной (выгодной) для нас, мы разрушаем экосистемы и вынуждаем вирусы покинуть их естественную среду. Тогда они ищут новую среду обитания, и зачастую этой средой становимся мы…

Оптимистическая версия будущего человечества возможна если будущие мировые тенденции будут основаны в первую очередь не на подчинении природы, а на взаимодействии с ней, на изучении ее законов. Наша лаборатория развивает именно такой тип проектов art&science. Некоторые из них уже были показаны во Владивостоке, как например проект о микроводорослях Биобанк, созданный для Владивостокской Биеннале современного искусства в сотрудничестве с Государственным Институтом Океанологии Академии Наук. Проект NetWork, о взаимодействии различных типов, как природных, так и рукотворных и полу-рукотворных сетей был впервые представлен в Центре Современного Искусства Заря в 2017г.

Но сегодня я хотела бы привести пример одного из самых известных в этой области проектов. Проект EDEN, мы разрабатываем с 2012, опираясь на лабораторию Art&Science, факультета искусств Сорбонны, при поддержке INRA (Institut National de Recherche Agronomique) и телекоммуникационной компании Orange. Проект EDEN направлен на создание нового Эдемского сада, как конечной цели введения новаторский технологий и нетрадиционного мышления для решения экологических и экологических проблем. В сотрудничестве с исследователями разных стран мы ведем возрождение следующих видов: западно-европейский вяз (проект Biopresence, Франция), Аfarsemon (пустыня Негев - Израиль и Иордания), Sophora Toromiro (Чили) и Bodhi Jiulian (Китай и Индия).

Деревья в проекте EDEN… передают и «получают» постоянный поток информации. В сотрудничестве с институтом CNRS, лаборатория Art&Science разработала серию датчиков, позволяющих измерять и преобразовывать в сигнал информацию, характеризующую дерево и его среду, a также разработали систему электронной обработки этих данных. Анализ информации, осуществляемый группой ученых, позволяет через инсталляцию визуализировать связь биоритмов растений с окружающем миром посредством выразительного языка звука, света, интенсивности цвета… В век искусственного интеллекта это – попытка внедрить в структуру машины разумный биологический ритм, вместо того чтобы навязывать живым организмам порядок, выстроенный машиной.

Ольга Киселева, художник, профессор Сорбонны, директор Международного Института Искусства и Науки
Kate Zokh
В связи с загрязнением планеты человеком, к 3030 году, природа взбунтуется и начнет мстить. Растения и деревья станут плотоядными, будут размножаться и приспосабливаться к различной среде. Они будут охотится на людей, чем больше людей они будут потреблять, тем разумнее будут становиться. Таким образом на земле будут доминировать растения, а человеку нужно будет прятаться и выживать, постепенно человечество вымрет.
Александр Каганский
Выживание человека вне природы невозможно. Будущее планеты под угрозой ввиду самоизоляции «прогрессивного» человечества от природы и утраты данных природой человеку средств интуитивной коммуникации с другими видами. Кропоткин свидетельствовал, что меж-видовая кооперация – это эволюционно обусловленный механизм совместного выживания видов. В настоящее время происходит стремительная компьютеризация языков и средств коммуникации, которая практически не учитывает взаимодействие с другими видами на планете, как, например, не учтены «голоса» других разумных млекопитающих, таких как киты и обезьяны. Соответственно, при алгоритмизации огромных данных искусственным интеллектом (AI) есть высочайший риск стремительной катастрофической разбалансировки экосистем. В датасеты для AI необходимо внедрять научные данные полученные от различных видов животных, растений, грибов, прокариот, архей и вирусов. В настоящее время мы близки к прорыву в изучении коммуникации морских млекопитающих, таких как дельфины, тюлени и киты. В будущем это позволит прийти к гармоничному и устойчивому взаимодействию видов в море и на суше, молекулярному и информационному обмену для предупреждения глобальных катастроф и адаптации к изменениям климата.

Александр Каганский, к.н. (молекулярная биология)
Любовь Матюнина
В моем мире будущего нет больше денег в старом их понимании. В мире работает бартер: услуга за услугу, продукт за продукт. Люди обменивают овощи на картины, вино на стрижку, Интернет на концерт и т.д.

Есть еще криптовалюта и она единственное что осталось от старой системы. Она нужна чтобы поддерживать создание роботов и бесперебойный Интернет. Также введен базовых доход для всех людей на планете.

Животных прировняли по правам с людьми. Каждый человек с помощью шаманов находит свое тотемное животное и опекает этот вид с помощью пожертвований или волонтерской работы в заповедниках.

Все скотобойни, цирки, зоопарки и аквариумы закрыты. Большинство людей перешло на растительное питание и выращивает овощи и травы у себя дома на балконах, крышах и в садах. Мясоеды покупают мясо, выращенное в лабораториях.

Человечество разработало самолеты, которые не делают выбросов в атмосферу, в городах разрешены только электрические машины и большинство домов переведено на солнечные батареи.

Люди сами придумывают себе одежду и бренды шьют для каждого согласно его идеям. Все недели моды стали не актуальны, потому что люди теперь следуют своему видению прекрасного.

Сознание людей изменилось, и конкуренция сменилась взаимодействием. У каждого человека есть право на дом и возможность выбрать какой именно и где этот дом будет построен. Спекуляции на недвижимости прекратились.

Во время путешествий теперь люди обмениваются домами, если ты хочешь поехать в другую страну, то с помощью специальной программы находишь желающих поехать в твой город, и вы обмениваетесь квартирами.

Дома престарелых заменены кооперативами и сообществами теперь, когда нет больше гонки за выживание, у людей есть время заботиться о своих престарелых родственниках.

Роботы занимаются переработкой мусора и выполнят тяжелую физическую работу.

В память об эпидемии что изменила мир, каждый год останавливается движение всего транспорта, отменяются перелеты и проводиться неделя заземления и тишины.

Но в этом мире есть и те, кто не хочет или не готов жить по-другому. На планете остались островки, где время остановилось. Там люди до сих пор используют деньги, работают кафе быстрого питания, существует конкуренция и завышенные цены на жилье. В этих островках все еще продолжают использовать природные ресурсы, существуют скотобойни и неравенство. Живущие там люди продолжают следовать идеологии капитализма и считают главным достижением жизни золотые унитазы.

Таких островков становится все меньше и меньше, ведь в них не большая продолжительность жизни.

Любовь Матюнина
https://www.lubudubum.com/
Мария Максимова
В момент тотальной неопределенности, когда выставки, ярмарки и культурные фестивали отменяются пачками, и переносятся на неопределенный срок, тяжело выстраивать какие-то предсказания о том, какой будет индустрия. Но попытаться можно.

Ситуация еще раз подвергла цепочку взаимодействий художник/куратор/галерея/музей большому вопросу. Кто кому больше нужен и как эти отношения будут протекать, если не станет где выставляться? Тем временем, ответ родился сам, в виде действия. Художники и кураторы подаются на онлайн арт-резиденции и гранты посвященные пандемии. Музеи и галереи озаботились тотальной диджитализацией, не ради увеличения прибыли (об этом сейчас говорить просто не этично), а ради права на место в этой экосистеме искусства. Память становится самой дорогой валютой на сегодняшний день, не память предков и поколений, а память твоих современников о тебе нынешнем.

Конечно, все это закончится. Будем надеяться, что скоро. А что мы сможем унести с собой туда, в будущее? Мой прогноз, что мир искусства станет более приземленным и практичным. Электронному формату сдались даже самые консервативные институции.

Что это даст? Искусство и образовательные ресурсы будут доступнее чем когда-либо. А главное, самообразование в творчестве станет нормой. Недавно возникший вопрос, кто несет ответственность за воспитание нынешнего поколения просто не актуален. Конечно же мы сами.
Таня Нельмина
Кажется, будущее человечества определяют два противоположных тренда: социальная бестелесность и индивидуальная супертелесность. Физические контакты становится все более неудобными, затратными, опасными. При этом, на уровне отдельного человека, растет сенсорный голод и потребность в стимуляции центров удовольствия. Как социум, мы уходим в цифру и становимся друг для друга текстом, медиа-контентом. Как индивидуумы - превращаемся в автономные замкнутые системы производства и потребления удовольствий. Если мысленно продолжить эти линии в будущее и довести до крайности, получится мультивселенная из субъектов, бесконечно вглядывающихся внутрь себя и плавающих в собственном бульоне)
Алексей Погарский
О будущем
В будущем образование очень сильно изменится. Почти все будут учиться онлайн. Хорошее, настоящее, глубокое образование будут получать совсем немногие. Причём это будут не самые богатые, а самые энергичные и способные. Для самых богатых останутся престижные дорогие университеты с красивыми дипломами. Большинство людей практически потеряет навык рукописного письма и клавиатурного ввода текста. Все будут использовать голосовой ввод с программами распознавания. Ошибки ввода, аналогичные тем, которые сейчас делает печально знаменитый алгоритм T9, приведут в конечном итоге к тому, что все языки очень сильно изменятся. Те языки, которыми мы пользуемся сейчас, будут восприниматься людьми будущего примерно так, как мы сейчас воспринимаем язык средневековых летописей и манускриптов. Разумеется, искусство и наука тоже изменятся очень сильно - будут очень активно использоваться различные кибертехнологии, виртуализация и искусственный интеллект. При этом решающая творческая роль сохранится именно за человеком. Оркестры кибермузыкантов или театры с виртуальными актёрами будут чем-то на грани неприличия и ширпотреба, как например сейчас выступление артиста под "плюсовку". Работа не будет обязательным условием нормального существования человека в обществе. Большинство задач будут успешно выполнять роботы и алгоритмы. Все без исключения люди будут получать безусловный базовый доход, который будет совершенно достаточен для нормальной жизни без больших излишеств. Людям будет трудно найти работу, даже просто иметь её вообще будет очень-очень престижно - примерно как сейчас быть популярным актёром, известным музыкантом, крупным учёным, или как раньше было престижно принадлежать к дворянскому роду. Войн, насилия и преступности будет на порядок меньше, чем сейчас, но ничего из этого не исчезнет насовсем. Всё это будет выглядеть настолько непохоже на то, что у нас есть сейчас, что человек из нашего времени, переместившись в будущее, скорее всего вообще не понял бы, что оказался на войне или на месте преступления. Будет строжайше запрещено изготовление роботов, которых нельзя отличить от человека. Время от времени этот вопрос будет в обществе подниматься и бурно обсуждаться, так же как и вопросы прав роботов как полноценных членов общества, но такие обсуждения никогда ни к чему толковому ни приведут. Вопросы о создании роботов, которые бы были самостоятельной, по-настоящему творческой личностью, аналогичной человеку, будут очень долго и активно обсуждаться в юридических, философских и технических аспектах, но ни в одном из них людям не удастся всерьёз приблизиться чему-нибудь на практике. Эти вопросы останутся для человеческой истории навсегда и по определению нерешаемыми.
Станислав Подусенко
Предсказание 1
С осени 20** года в Барнауле стартует проект ранней профессионализации школьников «BARNAUL at SOVRISK». В школе № ** открываются четыре экспериментальных класса: кураторства (1 КУ), художественной практики (1 ХУ), арт-менеджмента (1 АМ) и класс художественной критики (1 ХУК). Согласно учебному плану дети будут изучают такие предметы как история искусств, проектирование выставок, художественные и кураторские практики, философию и художественную критикику. В первую очередь обучение направлено на работу с локальным контектом и его отражением в глобальной культуре.

Предсказание 2
П Р О Г Н О З Б У Д У Щ Е Г О
……, ……! . ..……. . 1985. …. …… ……… ….. — …….. …….. …. …….. …… .. …………… ….. …….. …….. …. .. …… ….. ….. ... (………. ……………) ….. …….. …. .. ……….. ….. .. ………. ………… ….. . 2018 … …… ……….. ……….. ……….…….. …….. …. ……….. ….. .. ………. …………… ….. …….. …….. .. ……….. ….. 2022. …… …. …………… ……..? …….. …. .. ……….. ….. .. ………. …………… ….. …….. …….. …. .. ……….. ….. …… …. ….. …….. …….. …. ……….. ….. ………. …………… ….. ……… …… …... …….. …….. . ……….. .. ………. …… ……… ….. …….. …….. …. 2100. ……….. .….. ………. …………… ….. …….. …….. …. .. ……….. . .... ………. …………… ….. …….. …….. …. ……….. ….. …………… ….. 2154? …….. …….. …. .. ……….. … ...... ………. …………… ……. …….. …….. …. .. ……….. ….. .. ………. …………… ….. …….. …….. …. .. ……….. …... …. ……….. ……… ……. ….. …….. ……. …… ….. ….. ………. …………… ….. — …….. …….. ….. .. ………. …………… ….. …….. ……. .. ……. ….. .. ………. …………… ….. ….. …….. …. .. (……….. ….: ……….) ………… … ….. …….. …….. … . ……….. ….. .. ……. …………… ….. …….. …….. .. ……….. ….. .. ………. … ….. …….. …….. …. ……. …………… ….. ... .. …….. …….. …. .. ……….. 2222!
2020.03.29

Предсказание 3
Будущего нет, есть только прошлое и настоящее.
Олеся Ростовская
О будущем
Сначала исчезнет классический балет. Потому что начинать в этой области необходимо с раннего детства, а тренировки очень жёсткие и изнурительные. С детьми так поступать нельзя. После ряда ужасающих скандалов и разоблачений балет сменится другими танцевальными жанрами. Большой спорт - несмотря на сходное обращение с детьми - не исчезнет, так как это зона крупных денежных сумм. На некоторое время фармакология получит в области спорта гораздо больше официальных свобод. Классическая опера ещё надолго останется, так как богатые люди не отдадут эту зону превосходства. Но классический (исторический/костюмный) театр перестанет существовать незаметно, все ещё будут думать, что это он, но аутентичность будет полностью стёрта - в первую очередь из-за того, что изменится демографический состав на планете. Следующий исторический пласт будет принадлежать тем этническим группам, которые в наши дни сохраняют представление о том, что количество детей - это доблесть, чем больше - тем лучше. Довольно скоро - через две-три сотни лет - человечество научится нормально обходиться с мусором. Пластиковые пакеты и даже ядерные отходы будут переработаны. Некоторое время в этой области будет всё хорошо. Потом будут обнаружены новые формы мусора, вплоть до "мусора на тонком плане", который можно будет фиксировать и видеть так же чётко, как сегодня пластиковый пакет. Общий уровень жизни повысится, те, кто сегодня живёт в картонных коробках, массово будут жить в пластиковых (из мусора?) домах-ячейках, и т. д. Но разница между богатыми и бедными сохранится и, возможно, даже увеличится. Мясо будет доступно либо самым простым людям, живущим в отдалении и выращивающим себе своё пропитание, либо крупным богачам. После недолгой истерической моды на искусственно выращенные продукты питания наступит длительный период, когда искусственная еда будет доступнее натуральной. Нуклеарные браки будут регистрироваться всё реже, полиаморные браки получат официальный статус во всём мире. Виртуальные формы брака получат официальный статус. После того, как будут официально разрешены браки с антропоморфными роботами/машинами, мало-помалу начнётся движение за права роботов. Это случится раньше, чем андроиды достигнут технического совершенства, при котором их было бы невозможно отличить от настоящего человека.
Валерия Рыженкова
«Плоские онтологии» раскинули свои сети существования на весь мир, сообщив нам, что «вещи тоже действуют». Если когда-то представление о том, что знание дает власть над природой благодаря силе науки, укрепляло и взращивало новоевропейского субъекта, отводят природе пассивную роль, то сегодня экологические вызовы показывают, что природа не только отказывается играть эту роль, но и сама становит человека в статус среды для ее видов.

Пресловутый вирус под номером 19 расшатывает привычный уклад жизни и экономические устои континентов, забирая последнее дыхание людей, расцветая в их легких. Как это изменит нас самих и мир вокруг нас – стоит адресовать еще одному творению рук наших – нейросети. Спасет ли творение создателя или ответит, что ему уготована другая роль? Узнаем 1 апреля в проекте Hero4Hero .

Валерия Рыженкова MA in Philosophy
Научный сотрудник МMOMA
Владлена Громова, Артем Парамонов, VALab
Предсказание № 1. Работа по заказу №102508029, биржа копирайтеров text.ru
Жизнь человечества стремительно изменяется, поэтому многих интересует прогноз будущего, которое будет совсем не похоже на настоящее. Каждый день растет количество информации, которую человек может использовать в целях совершенствования существующих технологий для достижения высот, казавшихся совершенно несбыточными и фантастическими еще несколько десятилетий назад. И преобразования переживают не только технологии, но отношения человека с собой и с миром. Обществом пересматриваются основные столпы, на которых оно стоит: все меньше приверженцев имеет религия, все больше выходят на первый план проблемы сохранения ресурсов и экологии. Основной страх будущего – создать ситуацию, в которой закончатся основные ресурсы планеты, используемые, как источники энергии (уголь, нефть, газ). Но страны, которые добывают эти ресурсы сейчас и создают собственный неприкосновенный запас, могут столкнуться с обесцениванием этих ресурсов из-за стремительного развития сферы альтернативных источников энергии. Это приведет к их стремительному смещению с лидирующих позиций в мировой экономике.

С развитием технологий возникнет больше физических возможностей для человека:
  • существенно увеличится продолжительность жизни;
  • появится технология телепортации (джантации) предметов и людей;
  • отпадет необходимость в выполнении обязанностей у представителей рабочих профессий – их заменят роботы;
  • на фоне перехода на альтернативные и экологически чистые источники энергии здоровье человечества будет подвергаться меньшим испытаниям.
Но прогресс породит больше этических проблем, что приведет к стремительному развитию эмпатии и возникновению вопросов совести, что обязательно станет для многих людей толчком к созданию максимальной самоизоляции для снижения подверженности эмпатическим порывам и самокопанию. Это заставит человечество пересмотреть свои концепции бога, семьи и общества. Все больше людей будет отказываться от того, чтобы иметь детей. Это будет обосновано долгой жизнью и отсутствием необходимости воспроизводить свой род в таких условиях. Вероятно развитие большого количества новых небольших религиозных направлений с большим освоением космоса – с получением каждого доказательства существования жизни и интеллекта вне Земли будет образовываться новое религиозное течение, которое будет практиковать поклонение новым внеземным божествам. Возможно развитие тотального недоверия к окружающему миру в обществе из-за развития версатильности памяти. Это приведет к возможности корректировать собственные и чужие воспоминания, что будет достаточно спорным с точки зрения свободы личности человека. Человек не сможет быть уверенным в том, что из его воспоминаний правда, а что – внушение. Идеи социализма или самоуправления окажутся несбыточными. Более вероятно серьезное разделение между людьми, которые окажутся в выгодном финансовом положении и тем, кто утратит возможность зарабатывать профессиями, обязанности на которых будут полностью выполнять роботы. Такая ситуация остро поднимет вопрос о человечности, солидарности, понимания и взаимопомощи, от которых человечество может полностью отказаться из-за слишком большого количества контактов с интеллектуальными механизмами. Это может стереть границы между восприятием кого-либо из своего окружения, как не только думающего, но и чувствующего существа.

Эмоциональность в людях, скорее всего, будет цениться все меньше, а образованность – все больше. Интеллектуальные способности станут важнейшим мерилом, так как с их помощью человек сможет закрывать все существующие потребности: в любви, сострадании, взаимной поддержке.

Предсказание № 2. Работа по заказу №187470052. Биржа копирайтеров advego.
Со страниц книг — в реальную жизнь. Фантастическая литература как прогнозирование
Человечество всегда стремилось заглянуть в будущее. Раньше это занятие было уделом жрецов и магов, затем пришла очередь астрологов, философов и служителей бога. С возникновением фантастической литературы эстафетную палочку перехватили писатели. Именно со страниц книг в нашу жизнь пришли такие понятия, как телепортация, джантация, роботы и андроиды. Многие современные технологии были предсказаны авторами приключенческих романов. Достаточно вспомнить хотя бы кругосветные подводные плавания знаменитого капитана Немо, лазерное оружие или полеты в ближний космос.

Сегодня особенно интересно читать книги авторов, пытавшихся описать наш нынешний мир с позиций 50–70-летней давности. Реальное развитие технологий за минувшие десятилетия заметно отличается от большинства прогнозов тех лет. Человечество так и не смогло за 50 лет продвинуться в освоении космического пространства дальше Луны. А ведь стандартный прогноз полувековой давности отправлял астронавтов 2020-го года как минимум на Марс и Венеру. Постепенно научная фантастика становилась все более социальной. Писателей стали больше интересовать такие вопросы, как свобода и общественная необходимость, самоуправление и диктатура. Впервые об этом заговорили еще авторы утопий и антиутопий начала прошлого века. Социализм, а затем и фашизм уверенно шагнули на политическую карту мира прямо с книжных страниц.

В 60-х годах многим советским писателям казалось, что солидарность, взаимопомощь и человечность станут обязательным атрибутом грядущего общества. Однако уже через 10 лет те же авторы стали писать о предстоящих проблемах в развитии человечества, о возможном недоверии и недостатке сострадания в отношениях между людьми и целыми государствами.

На этом фоне западная фантастика зачастую выглядит менее наивной. С другой стороны, перенос в технологическое будущее комплексов и психологических проблем типичного «водопроводчика Джо» смотрится несколько натянуто даже у корифеев. Достаточно вспомнить «Калейдоскоп» Брэдбери, главные герои которого не имеют понятия ни об эмпатии, ни об элементарной совести. В последние десятилетия многие писатели стали поднимать глобальные вопросы: что такое истина и правда в цифровом социуме, существует ли бог, как будет выглядеть сосуществование искусственного интеллекта с моральными устоями общества? Здесь стоит выделить тетралогию Дэна Симмонса, которому особенно виртуозно удалось подчеркнуть важность этой сложной тематики. Несомненно, психологическое и физическое здоровье человечества будет сильно зависеть от уровня понимания между людьми и степени ограничения свободы.

Все большее внимание фантастов начинают занимать вопросы экологии, экономики и возможной ожесточенной борьбы за ресурсы. У того же Симмонса во «Флэшбэке» реальную власть в мире захватывают гигантские корпорации со строгой феодальной иерархией. В таких условиях образованность и интеллект становятся на службу не человечеству, а только крупному капиталу. Важная тема современной фантастики — роль в обществе любви и системы воспитания детей. Многие авторы продолжают линию, заданную еще первой классической антиутопией Замятина «Мы». Максимальный контроль со стороны государства — это весьма вероятный сценарий будущего. В такой ситуации своеобразной фрондой может стать добровольная самоизоляция человека, его внутренняя эмиграция.

Еще один важный аспект социальной фантастики— описание быта ближайших десятилетий, победа над человеческим разумом информационных технологий и политики всеобщего потребления. Об этом писал еще «Хаксли» в своей культовой антиутопии. Можно вспомнить и криминально-фантастический кинобоевик «Джонни-мнемоник», в котором товаром на продажу становится даже человеческая память.

А вот как скоро мы начнем практиковать создание киборгов — уже не вопрос. Потому что первые кибернетические организмы живут среди нас. Встроенные микропроцессоры, механические конечности — это уже не фантастика, а настоящее. И в этой реальности особенно важной оказывается версатильность современной электроники и цифровых технологий. Потому что процессору совершенно все равно, чем управлять — атомным реактором, боевым роботом или сокращениями человеческого сердца.
Владлена Громова, Артем Парамонов, VALab
Биологический генератор текстов — методология предсказания
Ситуация с эпидемией очень наглядно показывает действие человечества (в единении с нечеловеческими агентами) как единой системы нейронов и синапсов. Возникает вопрос, какое место в этой системе займет искусственный интеллект и какие именно триггеры буду ключевыми в их совместном развитии? Мы решили протестировать биологический интеллект и попробовать сгенерировать прогнозы на будущее с помощью алгоритма и крошечного участка «биологического мозга» человечества.

Мы провели блиц исследование, рандомно выбрав несколько групп в социальных сетях, где разместили вопрос: «что наиболее значимо для будущего?». В качестве ответа просили выбрать только одно слово (предмет, понятие, явление, одушевленное или нет). Вопрос не содержал исходных критериев для выбора. Что именно такое будущее? Мыслим ли мы его в масштабах своей жизни, нескольких поколений или человечества, жизни страны, планеты или космоса? Некоторое количество опрашиваемых отвечать на вопрос отказалось, ссылаясь на недостаточно ясно поставленную задачу. Первый выбор, который необходимо сделать прежде, чем ответить – определить концепцию будущего – и эту операцию готов совершить далеко не каждый.

Опрос был запущен с целью выявления ключевых слов для формирования предсказания о будущем. В качестве способа производства текстов, на основе ключевых слов, был выбран «алгоритм» с несколькими рандомными операциями: 1. Выбор наиболее доступных в настоящий момент групп отвечающих; 2. Количество поступивших ответов за 2 часа; 3. Размещение задачи с ключевыми словами на бирже копирайтеров и выбор автора с наиболее высоким рейтингом из предложенных ресурсом; 4. Принятие текстов авторов без правок и корректировок.
Таким образом, мы попытались сгенерировать предсказания с использованием «биологической нейросети».

БЛИЦ-ОПРОС
Вопрос: что, по вашему мнению, наиболее значимо для будущего?
Ответом должно быть одно слово, а в скобках - профессия отвечающего, с которой он/она себя идентифицирует.
1. Эмпатия (искусствовед);
2. Настоящее (историк);
3. Солидарность (искусствовед);
4. Экономика (инженер-роботехник);
5. Космос (инженер-программист);
6. Понимание (историк искусства);
7. Социализм (музеевед);
8. Настоящее (промышленный дизайнер);
9. Развитие (искусствовед);
10. Понимание (инженер);
11. Космос (макетчик);
12. Здоровье (судоводитель);
13. Ресурсы (строитель);
14. Экология (электромеханик);
15. Настоящее (искусствовед);
16. (Не)доверие (искусствовед);
17. Версатильность (историк искусства);
18. Образованность (программист);
19. Человечность (искусствовед);
20. Самоуправление (историк искусства);
21. Экология (предприниматель);
22. Интеллект (менеджер);
23. Свобода (юрист);
24. Дети (менеджер, инженер);
25. Бог (инженер);
26. Джантация (художник);
27. Технологии (менеджер музейных проектов);
28. Мир (педагог);
29. Мир (предприниматель);
30. Ресурсы (администратор);
31. Взаимопомощь (агент);
32. Технологии (инженер);
33. Практиковать (психолог);
34. Здоровье (журналист);
35. Самоизоляция (кондитер);
36. Любовь (врач);
37. Память (педагог);
38. Совесть (журналист, писатель);
39. Экология (художник);
40. Жизнь (педагог);
41. Любовь (консультант);
42. Мир (депутат законодательного собрания);
43. Мир (самозанятый);
44. Сострадание (косметолог);
45. Правда (судостроитель);
46. Стабильность (преподаватель);
47. Рефлексия (радиоинженер, конструктор, технолог);
48. Здоровье (музыкальный работник, журналист);
49. Свиньи (электрик);
50. Независимость (мастер по педикюру);
51. Экономика (предприниматель);
52. Слово (инженер лесного хозяйства);
53. Достоинство (литератор);
54. Надежда (писатель, филолог);
55. Люди (программист);
56. Духовное (развитие, инженер);
57. Любовь (музыковед);
58. Любовь (педагог);
59. Жизнь (строитель);
60. Будущее (автор текстов).

Всего опрошенных – 60 человек
Из них: инженеров – 8;
искусствоведов – 6;
историков (включая историков искусства) – 4;
педагогов – 4;
журналистов – 3;
менеджеров – 3;
предпринимателей – 3;
программистов – 3;
писателей – 2;
строителей – 2;
художников – 2, остальных по одному.

Что наиболее значимо для будущего?
Любовь – 4;
Мир – 4;
Здоровье – 3;
Настоящее – 3;
Экология – 3;
Жизнь – 2;
Космос – 2;
Понимание – 2;
Развитие – 2;
Ресурсы – 2;
Технологии – 2;
Экономика – 2, остальных по одному.

На момент формирования ТЗ для написания предсказаний было опрошено 33 человека.

Ключевые слова для статьи: эмпатия, настоящее, солидарность, экономика, космос, понимание, социализм, развитие, здоровье, ресурсы, экология, (не)доверие, версатильность, образованность, человечность, самоуправление, интеллект, свобода, дети, бог, джантация, технологии, мир, ресурсы, взаимопомощь, практиковать, самоизоляция, любовь, память, совесть, жизнь, сострадание, правда.

Тексты представлены в оригинальном виде, без исправлений и редакции.
VALab https://www.valab.info/
В рамках проекта, 29 марта 2020 года группировка Hero4Hero провела двенадцатичасовой эфир из Арт-резиденции Заря, вещали в социальные сети.

Гостями включений стали Алиса Багдонайте (главный куратор ЦСИ Заря), Арсений Жиляев (художник, куратор, теоретик современного искусства), Кирилл Светляков (искусствовед, куратор, критик), Дарья Камышникова (куратор, руководитель Школы современного искусства «Свободные мастерские» при Московском Музее Современного Искусства), Юлия Климко (организатор Владивостокской международной биеннале визуальных искусств VIBVA, руководитель художественного музея в ДВФУ), Евгения Мясникова (основатель и руководитель Центра наблюдения и исследования современного искусства Артсерватория), Иван Пузырев (эксперт и исследователь в области цифровых стратегий), Олеся Ростовская (композитор, органист, карильонист, исполнитель на терменвоксе), Алексей Погарский (звукорежиссёр), Татьяна Олгесашвили (Дальневосточные разлучницы), Валерия Рыженкова (Научный сотрудник МMOMA), Владлена Громова и Артем Парамонов (сайнc-художники из VALab), Александр Каганский (к.б.н. (молекулярная биология), директор Центра геномной и регенеративной медицины ДВФУ), Любовь Матюнина (художник), Анастасия Кушнарева (куратор ЦСИ Артсерватория), Kate Zokh (художник), Татьяна Пинчук (директор Ярмарки современного искусства SAM FAIR, музея стрит-арта в Санкт-Петербурге), Станислав Подусенко (художник, куратор). Эфиры были посвящены актуальной ситуации в творческой среде и прогнозам на будущее.

Постепенно мы расшифровываем онлайн-включения, тексты добавляем ниже. Они лягут в основу следующего блока работы с ИИ. Видео добавляем здесь.
Расшифровка эфира с Алисой Багдонайте
H4H:
— Проснулась Москва, то есть западная часть России! До этого мы вели эфиры с Дальним Востоком.

— Очень круто, что с нами на связи главный куратор Центра современного искусства «Заря». Это та площадка, благодаря которой мы делаем этот проект. Большая благодарность тебе за то, что ты способствовала его реализации.

Алиса:
— Вам спасибо! Он и вправду бодрит, и та ситуация, которая сейчас сложилась, она нас всех заставляет задуматься, и это очень хорошая форма — эти «задумывания» публиковать. Здорово, что инициатива идет от Владивостока!

H4H:
— Мы всегда раньше просыпаемся.

— На самом деле, было очень интересно узнать, как все происходит в рамках самоизоляции. Недавно мы разговаривали с Таней Олгесашвили из ДВР (Дальневосточные разлучницы), завтра они пойдут на арт-субботник, как раз убирать на Океанской, и это будет их художественное высказывание — акция. Кто-то усиленно взялся за творчество в своей мастерской. Здорово было пообщаться с людьми и почувствовать, что жизнь идет! До этого было ощущение, что все схлопнулись, но, оказывается, нет. Подо льдом самоизоляции происходят активные творческие процессы, и, возможно, это выльется в новую волну искусства. И как раз к месту тут та идея, с которой мы к тебе обратились в этом проекте. Каким же будет искусство посткоронавирусного периода? У тебя есть по этому поводу мысли, прогнозы?

Алиса:
— Да, но я даже не про искусство хотела рассказать. Я не очень поняла, что запрос про искусство.

H4H:
— Жизнь тоже.

— Это мы так просто на волну искусства упали.

Алиса:
— У искусства ничего не поменяется глобально, оно продолжит тот тренд, который установился в недавнем времени — это почти научный подход к художественным проектам. Но и это не новая тема. Я на самоизоляции читала книжку Юлии Латыниной и понимаю, что описанное там понимание художественных практик мне близко. Оно является очень религиозным. И понимание этих дисциплин, этих границ постепенно пересматриваются. Я думаю, что позитивным трендом было бы, чтобы власть художников была еще больше, и вот это положительное визионерство могло бы иметь большую силу над обществом.

H4H:
— На самом деле, мне всегда была близка позиция Бойса. Именно художник как шаман, как медиум — когда искусство заменяет собой религию. Наверно, это интересно — подумать об этом.

Алиса:
— В религии есть конструкция видений — когда приходят видения. И к художнику тоже часто они приходят. Нередко меня спрашивают: зачем нужно искусство где-то там? Или зачем нужна Арт-резиденция? Так вот, присутствие художника помогает запустить многие процессы, которые не могут происходить, потому что человек внутри своего круга жизни. Ему всегда требуются какие-то перспективы извне. И к сожалению, в связи с тем, что мы все-таки светские люди, часто религиозные институты перестают отвечать на этот запрос. А художник — способен. Он дает нам некоторую большую перспективу и другую точку зрения на те вещи, которые казались бы обыденными. На мой взгляд, лучшей демонстрацией этого метода была выставка резидентов «IN RESIDENCE. Из коллекции Центра современного искусства „Заря"», когда мы посмотрели, сколько методологий может рождаться на одну и ту же точку зрения и разворачиваться в разные стороны. Вообще, я человек впечатлительный, и когда я смотрела на выставку после того, как наша команда ее смонтировала, у меня было ощущение, что мы в видеоигре, в которой сменяются карты, ландшафты, состояния. При этом я путешествую по той же территории на самом деле. И я думаю, что именно эта функция искусства разовьется, потому что она позволит смотреть на те части безвыходной картины, которые рисует для нас окружающий мир, по-другому и находить изобретательные выходы.

H4H:
— Ты очень интересную конструкцию придумала, если говорить о визионерстве. Мне в голову пришла картина, когда ты говорила про выставку IN RESIDENCE, как о бродилке по разным уровням, когда ты поднимаешься, спускаешься… Вот ты в рамках одного контекста находишься, и каждый раз, спустившись, ты как в лабиринтах Эшера — можешь посмотреть вниз и непонятно, ты смотришь вниз или вверх. И какие-то новые точки зрения, которые может дать художник. Возможно, это и будет мессианством нового времени — задачей художника дать возможность обществу взглянуть на себя по-другому.

— Отрефлексировать?

Алиса:
— Да.

H4H:
— Алиса, очень рада, я прямо не могу оторваться от тебя! Мы недавно читали в интернете, какой сейчас дресс-код, как сейчас выглядят люди, которые работают в онлайне… И видно, что ты находишься дома, и так уютно, так хочется тебя обнять! Мы сейчас все настолько далеки друг от друга…

Алиса:
— Моя мартовская поездка во Владивосток, к сожалению, отменилась. С одной стороны, я была немножко «на измене» ехать в марте, а с другой, я жалею о том, что не поехала. Потому что должно было быть весело, тепло и интересно, но я думаю, что все будет, и что это не навсегда.

H4H:
— Да, будем надеяться, что то хорошее, к чему мы привыкли, останется, но появится и что-то новое, к чему мы также привыкнем. Если говорить о домашнем дресс-коде — мы тут тоже по-домашнему.

— Рома суп сварил.

— Да я сварил том-ям. Я обещал всем в онлайне, что буду варить том-ям. Все писали, можно ли в офлайн прийти и попробовать? И я отвечал, что как только все закончится — приходите.

— А помните, был проект, где один из художников «Зари» готовил рыбу?

— Это был Антон Карманов.

— И это было очень круто. И ты говоришь про свой суп, а может быть реально сделать большой котел, когда все закончится, и объединить друзей, художников?

— Сделать акцию социального взаимодействия.

Алиса:
— Вы меня сбили, а я вам принесла концепцию.

H4H:
— Нет, мы ждем, что ты пришлешь, и мы готовы тебя послушать.

Алиса:
— К сожалению или к счастью — это все выглядит антиутопией, как я прикинула. Начнем с России в будущем. Но, в первую очередь, это демографическая карта нашей страны, которая в среднесрочной и долгосрочной перспективе не меняется в лучшую сторону. Наоборот, становится трагически мало людей, которые населяют нашу территорию, за этим — полное обнищание тех, кто остался, и падение индустрии.

На фоне экологической катастрофы в мире, которая не способна замедлить темп и рынки цивилизаций, и даже эта вирусная передышка, к сожалению, не принесет никаких долгосрочных плодов — Россия выглядит оазисом, в которой растут деревья и бегают животные даже в тех районах, на которых раньше были целлюлозные фабрики. Потому что никто не живет больше в России. Но маленькая кучка аборигенов организует партию, которая будет называться «Партия экологии и креативных индустрий», в которой они будут выражать экономические и политические интересы природы, откатываясь как бы к Просвещению, когда было жесткое разделение — цивилизация и природа. И в итоге оно начинает быть выражено экономически. Если у нас столько-то деревьев, то они столько-то стоят. И эти права и свободы, в том числе и экономические, получают животные, микроорганизмы, в общем, весь мир. И, таким образом, человеку становится проще осознать тот капитал, который его окружает. И природа мыслится не как то, что нужно оттеснять и у чего можно брать, а как некоторая другая, возможно, олигархическая сила, не совсем переводимая в наше светское представление о мироустройстве, но имеющая благодаря этой партии голос. Теперь все, что происходит с человеком, получает природное измерение, и стоимость любого продукта или услуги оценивается в контексте пагубного или положительного взаимодействия с природой.

Появляется новый тип людей, которые хотят повернуть цивилизацию вспять, вернуть человека в эпоху до сельскохозяйственной революции, когда он не был рабом земли или ее плодородия, а когда он был с ней в гармонии, был численно ограничен, но был свободен, более креативен. И, в общем, эта партия меняет эмиграцию в России. Начинается падение электростанций, всего, что мешает и сдерживает природный потенциал, и мы оказываемся страной природы, которая завладела властью. И поэтому новые люди, будущие жители России, начинают приезжать сюда из всего мира, ибо они хотят разделять эти ценности: быть сильными, здоровыми, быть такими, какими их сотворила природа. Важно, что конец истории не наступает, и в конце концов мир делится на две части: та, в который здравый смысл побеждает, и Земля пытается сохранить свой первозданный облик, и та, в которой происходит постоянное теснение природных ресурсов человеком и их не хватает, их становится все меньше, и в таких условиях начинается война. Вот такая история.

H4H:
— Алиса, в этом фильме умрут все?

— А я еще подумал, что помимо прогноза ты сделала суперполитологический рецепт, чтобы политтехнологи всего мира спохватились. Потому что если дать права электората каким-нибудь многочисленным сущностям: вирусам, комарам, которых у нас в лесу много, то мы серьезно повысим посещаемость избирательных участков.

Алиса:
— Это экстремистская идея, но посмотрим, что с ней сделает нейросеть.

H4H:
— Вообще, природа и Россия — хорошее сочетание. Особенно если выехать чуть за Владивосток — и тут природа, море и все остальное… И, я думаю, что это отличный для нас путь.

Алиса:
— А у нас тут не так, к сожалению. Все едешь, едешь, едешь, все стало таким гигантским простором домов…

Ну, до свидания! Буду еще в течение дня присоединяться к эфирам. Пока, пока!
Расшифровка онлайн-эфира с Арсением Жиляевым
H4H:
С нами Арсений Жиляев, художник, куратор, теоретик современного искусства. Мы познакомились на вашей школе в «Гараже» и являемся постоянными подписчиками вашего телеграм-канала «Чернозём и Звёзды».

Арсений:
— Спасибо.

H4H:

— Вам спасибо! Очень интересно: вещи, которые там можно почитать и посмотреть, лично меня стимулируют на какие-то мысли и работу. В целом, почему я вспомнил про телеграм-канал: он про будущее, про то, что нас ожидает и хочется услышать ваши прогнозы и мысли на эту тему.

Для людей, которые знакомы с тем, чем я занимаюсь, не секрет, что последние пять-шесть лет в фокусе моего внимания находится облако значений русского космизма, который во многом для меня тоже заточен под футурологию, в том числе и практическую футурологию. Поэтому, в общем и целом, у меня есть глобальный прогноз, довольно оптимистичный. Он связан с горизонтами планирования внутри русского космизма. Есть какая-то часть, связанная с артикуляцией, больше относящейся к искусству, и я попробую коротко это все сформулировать, а потом можем отдельно детали обсудить.

Я довольно оптимистично смотрю на далекое будущее, хотя предполагаю, что в целом развитие и дорога к нему будет путанной, петляющей, проблематичной и содержащей в себе разного рода катастрофы, апокалипсисы и т.д. Но, тот уровень развития, который есть сейчас — он важен, несмотря на то, что можно рассуждать с позиции политического и экономического пессимизма, мол, «развитие человечества — это бесконечная череда катастроф», что в принципе — правда, но с другой стороны, рассуждений про альтернативу не представляются убедительными. Как правило, глобальные альтернативы — такой анархо-примитивизм, когда от осознания того факта, что вместе с развитием человечества жизнь привносит в реальность какие-то фатальные изменения и отказ от них и возвращение в некое первозданное, первобытное состояние до разделения труда, которое нам обеспечит и социальную, политическую справедливость, которое избавит планету от тех проблем, которые привнес в себе капитализм. Мне кажется это неубедительным и не очень реалистичным. Возможно, только в условиях тотальной катастрофы, которая сделает то же самое, что у нас происходит с президентскими сроками, когда все обнуляется. Однако мне кажется, что это не очень хорошо. Другой вариант, который тоже присутствует и более-менее четко сформулирован — вариант акционисткого пессимизма. Ну или не пессимизма, а такого, акционистского виденья без деления на пессимистический или оптимистический сценарии, когда предполагается, что бессмысленно отрицать развитие и технологически его сдерживать, а наоборот, его нужно ускорять. Такой сценарий, когда все препятствия, которые есть на пути, которые можно назвать возможностями нашего биологического вида, ими можно смело пренебрегать и вести в мир то, что называется жизнью как состоянием, когда деления на «живое и неживое» уже не будет. Катастрофы станут такими же терпимыми частями развития, как сон, смена биологического ритма или кожи. В этом «пессимистическом сценарии» апокалипсис и военные катастрофы, которые уничтожают человека, становятся тем самым, что открывает материю навстречу к некоей истинной просто жизни, которая сейчас вынуждена делать скидку на наши собственные биологические и психические ограничения. Это в чем-то похоже на радикальный монизм Циолковского, если говорить про отечественный контекст, в котором есть такие мрачные, прото социал-дарвинистские версии, когда говорится, о том, что смерть — это на самом деле освобождение атомов, являющихся первичной единицей жизни, и смерть может восприниматься абсолютно позитивно, как что-то революционное, освобождающие событие, впоследствии которого атомы могут стать частью более развитых бессмертных частей, а пока они вынуждены отбывать срок в человеческом теле. Этот взгляд тоже присутствует. Но для меня оптимальный сценарий, если попробовать перенести эту точку зрения на актуальную ситуацию, в котором с коронавирусом борются не посредством карантина, сокращающего нагрузку на систему здравоохранения, и при этом спасая жизни людей, а вариант, где наоборот, пандемия усиливается, и при этом спасается часть экономики и снимается бремя с Пенсионного фонда и т.д. Как делали в Британии до тех пор, пока не заболел Борис Джонсон и не появились какие-то альтернативные варианты. И сейчас США, которые развиты в плане туризма, в которых система регулирования существует, они тоже подчинены разным установкам, запрещающим определенного рода действия. Если нет бесплатной медицины, с чего она должна вообще появиться? В общем, правила игры их не предполагают. Но, я надеюсь на то, что условно можно назвать вариантом русского космизма или такого оптимистического оптимизирующего абсолютизма, когда мы выступаем за ускорение технологического развития, используя ту инфраструктуру, которая возникла на Земле, в том числе внутри капиталистического устройства, но воспринимаем все это как недостаточное, как некую вещь, которую нужно подталкивать и подпитывать, или же выкидывать на помойку, а воспринимаем это развитие, как тот процесс, связанный с нами на многих и многих уровнях. И обычно я вспоминаю здесь про версию Беньямина, который говорил, что прогресс — это поезд, несущийся к катастрофе, а революция выступает в качестве стоп-крана. Вот я думаю, что это во многом провидческий, продуктивный образ, если смотреть на сегодня, и если смотреть на все ограничения, которые есть здесь и сейчас, я думаю, что это вполне себе хороший образ, который подразумевает, что прогресс возможен без некоего системного мониторинга, планирования, осмысления. Этот прогресс — вещь бессмысленная, и надеяться на какую-то автоматическую саморегуляцию, с которой полностью будет исключен человек, я бы не стал.

Идея в том, что развитие может приобрести более сознательные до плановые черты, и вот в этом смысле, если говорить про сегодня, мы наблюдаем кризис рационального планирования, коллегиального принятия решений. Все международные структуры, которые должны отвечать за ситуацию с вирусами и с медицинским обслуживанием, расписались в беспомощности. Я следил за развитием ситуации с коронавирусом и, конечно, заявления ВОЗ абсолютно смехотворные. Мы сейчас говорим о том, что никакой универсальной глобальной структуры не существует, и что человечество — это племя, которое абсолютно разрозненное и беззащитное. Мы те, которые всегда тянем одеяло на себя, и перед лицом серьезных, но уступающих по масштабу катастроф мы бессильны. И впоследствии мы будем платить гораздо большую цену чем сейчас, хотя сейчас мы не можем понять, сколько мы можем заплатить. Понятно, что любые угрозы, более высокогопорядка, типа глобального потепления, совершенно не по зубам той организации, которую мы имеем на сей день. Но как бы то ни было, возвращаясь к Беньямину в интерпретации космизма, который писал так, что стоп-краном на пути прогресса и летящего к катастрофе помимо революции, которая может привнести сознательности в здесь и сейчас, в управлении этим процессом я бы отметил воскрешение. У Федорова все в принципе так же, как у Беньямина, но единственное, что революции будет недостаточно, а достаточным будет воскрешение. После того, как мы сможем технологически победить и радикально отсрочить смерть, нам необходимо перейти к вопросу концепции воскрешения. Первое поколение бессмертных людей будет стоять на могилах тех, кто положил за это жизнь. То же, как с революцией, и это некий этический долг, который нельзя предавать забвению, а необходимо его оплатить. Технологическое развитие нам необходимо так же, как и воскрешение, которое, по идее, временную петлю замкнет на себя или перервет ее из линейного в трехмерное существование, в котором будут по-другому расставлены акценты. И время из четвертого измерения превратится в нечто иное, больше похожее на наше пространство, где есть разные отсеки, которые можно так или иначе посещать, но это оптимистический сценарий. После этого возможны какие-то спекуляции по поводу того, каким способом это могло быть осуществлено. У Фёдорова идея, в том, что воскрешение должно быть материальным, и люди должны воскрешаться в свои тела. И тут первый вопрос: тела должны быть такими же, какие они были в момент смерти, или другие, когда эти люди были молодыми и здоровыми? Потом возникает вопрос, связанный с развитием эволюции, потому что предполагается, что базовая установка космизма — что эволюция не может остановиться на человеке. Соответственно, обвинения космизма в антропоцентризме имеют, с одной стороны, под собой веские основания. С другой стороны, в самом сердце теории заложена догма, по которой невозможно остановить эволюцию. Соответственно, человек будет преодолен, и не раз. И возникает вопрос, что делать с теми людьми, которые воскрешаются в ограниченных биологических телах с проблемами в психике, которые на сто процентов связанные их временем, да и вообще со способом сознания, и тоже полностью связано с историческим контекстом? И вот по моему мнению, решением было бы воскрешаемых людей поселять в тотальные инсталляции, связанные с тем или иным историческим контекстом. И мое спекулятивное решение в том, чтобы заселить вновь прибывающих людей в космос, создать инсталляции, которые были бы временными зонами, из которых они могли бы в какой-то момент встретиться с актуальным будущим, выйти. Здесь же возникла бы необходимость совершения всех организмов и всех структур, которые приложили руку к этому развитию. Возникла бы необходимость создания дубликата нашей вселенной. В общем, все это довольно затруднительно и не совсем понятно, на сколько это возможно. Но, как минимум очевидно, что встреча нашего ветхого человека с этим суперсуществом будет равносильна описанию встречи человека и Бога. А закончится все это страшной психической травмой, которая впоследствии становится историей про первородный грех и так далее. Бесконечная слабость человека, его комплексы и прочее. И вот в такой оптимистичной космистской модели места такого рода вещам нет, поэтому нужны какие-то более этически выверенные варианты. И здесь в качестве своего предложения я однажды придумал сценарий, связанный с моделью фильма «Матрица». Единственным верным способом решения всех этических тупиков могла бы быть симуляция, в которой все воскрешаемые организмы и сгустки организованной материи могли бы спокойно существовать без этой травмирующей истины положения дел. И если это так, если мы этот вариант принимаем, многие этические сложности разрешаются сами собой. Хотя, может быть, принимаются другие вопросы. Что делать с переживаниями, которые есть у существ внутри этой симуляции? Такая бездна возможных симуляций симуляций, где дается возможность искупления организмам, которые получили возможность внутри данной симуляции, в конкретной версии вселенной… Вот примерно такие соображения, если говорить об общем виде будущего.

H4H:
— Тогда получается, коронавирус — в какой-то степени тренировка готовности или неготовность человечества идти в другое будущее. А если смотреть наперед, то вполне возможно, что мы сами внутри тех самых симуляций. И мы должны выбрать для себя, готовы ли мы ко встрече с этим актуальным будущим, если пользоваться этой терминологией, или мы будем оставаться внутри этих самых симуляций.

Арсений:

— Касательно второй части, я не знаю, насколько возможен выход из одной симуляции и переход в другую. Наверное, это темы, которые беспокоят нас с разных времен и в разных обличиях. Что касательно первой части, я думаю, что можно принимать ситуацию с коронавирусом как некую тренировку и такие версии звучат.

На днях я прочитал колонку Ruta del Atún, в которой говорилось о том, что для человечества это может восприниматься как важный опыт, в котором мы можем понять на сколько адекватны, и насколько сильно мы можем принимать сложности происходящего, как мы готовы к изменению климата. И пока наш ответ, что мы абсолютно не готовы.

Хочется поговорить про необходимость осмысленного подхода к ситуации и какие-то выводы из нее, и я очень сомневаюсь, что эти выводы будут сделаны, и что эти выводы будут в позитивном ключе. Пока первое, что приходит на ум — это то, что тот уровень контроля, который получат неэффективные управленцы и лидеры внутри национальных государств — это лакомый кусочек и просто так его отдать будет жалко. Поэтому не знаю, какие выводы могут быть сделаны. Возможно, один из выводов может быть сделан, что такой вариант идеального воплощения биовласти — тотального контроля может показаться эффективным и продуктивным для управления и контроля, но контроля не ради развития, а контроля ради сиюминутного получения прибыли или локальных экономических и политических эффектов. Поэтому я думаю, что эти последствия могут сохраниться на длительный срок. Конечно, хотелось бы верить, с учетом того, что ситуация с коронавирусом задела и элиты, она заставила задуматься о необходимости о более консолидированной и ответственной повестке глобальной ситуации в отношении людей и всех социальных классов.

H4H:

— Спасибо, Арсений!

Интервью c главным куратором Центра современного искусства «Заря» Алисой Багдонайте. Длительность видео 17:52.
Интервью c российским художников, куратором, теоретиком современного искусства Арсением Жиляевым. Длительность видео 25:16.
Видео-поддержка проекта — Артур Лесницкий (Инстаграм, Ютьюб)
Нейросеть
Михаил Гранкин
Видеосъемка
Артур Лесницкий
Участники проекта
Максим Андреев, Алиса Багдонайте, Владлена Громова, Александр Городний, Вера Глазкова, Марина Демченко, Ольга Дерюгина, Арсений Жиляев, Алина Закурдаева, Kate Zokh
Юлия Климко, Дарья Камышникова, Александр Каганский, Анастасия Кушнарева, Ольга Киселева, Любовь Матюнина, Евгения Мясникова, Маша Максимова, Татьяна Нельмина, Татьяна Олгесашвили
Артем Парамонов, Иван Пузырев, Станислав Подусенко, Татьяна Пинчук, Алексей Погарский, Валерия Рыженкова, Олеся Ростовская, Кирилл Светляков


Благодарим за всестороннюю поддержку главного куратора ЦСИ «Заря» Алису Багдонайте, менеджмент центра — Марину Кириллову, Екатерину Корнильеву.

Группировка Hero4Hero
E-mail: hero4herogroup@gmail.com
Соцсети: Facebook | Instagram

Проект находится в процессе его реализации и стартовал 29 марта. Ориентировочно, все видео-опросы и фильм о создании проекта, группировка Hero4Hero разместит на этой странице к концу апреля 2020 года. Подписывайтесь на нас в соцсетях — получайте уведомления о наших событиях.