STRATUM
Группировка Hero4Hero
декабрь | январь 2019
ZARYA
Художники планируют своим исследованием охватить всю территорию Тихоокеанской России к 2020 году. Одним из первых проектов в серии «Страта» станет проект о территории Партизанского района Приморского края – «Cтрата: заповедное место».
Cтрата: заповедное место. Общий концепт
В проекте художники ставят перед собой задачу найти, проявить и актуализировать связь человека с местом его проживания.

Исследуя различные смысловые поля, такие как историческое, геологическое, археологическое, антропологическое, агрокультурное, мифологическое и др., художники вступают в диалог с территорией, находят разрывы связей и восстанавливают их через инструментарий актуального искусства.

Рассматривая отток людей с Дальнего Востока России, как отправную точку исследования, художники видят причину уменьшения миграционного сальдо в отсутствии укорененности населения, не найденных, не налаженных, не сформировавшихся связях с регионом.

Stratum — проект декартографии пространства, восстановления равновесия между образом пространства и восприятием этого пространства. Карта территории наполняется локальными смыслами, символами, ритуалами и оживляясь фокусирует зрителя на их множественности и обретении связи с местом. «Карта — не есть территория» и художники предлагают выйти из карты проживания — вернуться на территорию жизни, приобрести место собственной силы.

«Изменить пространство — изменить жизнь», — так говорит один из кураторов проекта МЕТАГЕОГРАФИЯ (Н. Смирнов). Группировка Hero4Hero, используя эту формулу, вносит в нее магическую ритуализацию и предлагает зрителям обрести связь с территорией, а значит изменить свою жизнь на этой территории.

Таким образом авторы выступают медиаторами между территорией и людьми, становятся проводниками в мир ощущений и образов, актуализируют память места. Они предлагают зрителю деколонизировать восприятие региона, выйти из роли колонизатора и почувствовать себя аборигенным, коренным населением, теми, кто территорию не осваивает, а развивает, кто чувствует свою укорененность в земле проживания, а не временность и вынужденность пребывания здесь. Художники не ставят вопросы, а рассматривают информационное поле территории как один из ресурсов места, предлагают зрителю самостоятельно ощутить связь с землей, через прикосновение к ее истории и культуре.

Реализация проекта планируется через тотальную инсталляцию с использованием реальных и реконструированных (воссозданных по историческим технологиям) объектов и образов аборигенных культур территории Партизанского района Приморского края. Используемые материалы: воск, глина, глазурь, дерево, поталь (имитация сусального золота), природный камень в сочетании с пластиком, силиконом, акрилом.

Первобытный человек идентифицировал себя не как нечто индивидуально-своеобразное через портрет, например, а как принадлежащее к социальному и территориальному целому через типовую одежду, татуировку, краску на теле, типовую причёску и т.д. Следовательно, каждое сообщество имело свою уникальную символику, определяющую принадлежность индивида именно данному коллективу на данной территории. Эти смыслы будут воссозданы в элементах инсталляции, имея в своей основе реальные этнографические и археологические артефакты.
SHAMAN SELFIE, инсталляция, 2018
7 октября - 16 декабря 2018
В Центре современного искусства «Заря» проходит международная выставка ОДИН СЕВЕРО-ВОСТОК, посвященная транскультурному положению Владивостока в Северо-Восточной Азии. Кураторы: Ми Ю и Бинна Чой
В экспозиции выставки представлена инсталляция SHAMAN SELFIE с технологией дополненной реальности, видео арт RITUAL.

Ковер 233х140 мм., холст, печать.
Реконструкция нагрудника шамана: ткань, смешанная техника.
Дополненная реальность (3D объект).

SHAMAN SELFIE – часть исследовательского проекта «Cтрата: заповедное место», в котором авторы ставят перед собой задачу найти, проявить и актуализировать связь человека с местом его проживания. Исследуя различные смысловые поля, такие как историческое, археологическое, антропологическое, мифологическое, мистическое и др., художники вступают в диалог с территорией, находят разрывы связей и восстанавливают их через инструментарий актуального искусства.

Ковер, с древнейших времен, являлся средоточием символов, расставленных и сплетенных в необходимой последовательности. Символы описывали устройство мира, соотношение и взаимовлияние видимых и невидимых миров, рассказывали истории и защищали. Hero4Hero выстраивает свое многослойное видение мироустройства территории Дальнего Востока на «ковре», опираясь на традиции орнаментальных изображений коренных народов – ульчей, нанайцев, гольдов.

Центральную часть изображения художники оставляют классической, взяв за основу геометрический орнамент и традицию четырехосного направления и строения мира (четыре стихии, четыре сезона, и т.д). Они наполняют ее спиралями растительного мира и зооморфными формами и смыслами. Здесь и лиана лимонника, которая играла практическую роль природного стимулятора для коренных жителей ДВ, черный гриф (самая крупная птица России) и махаон Маака (самая крупная дневная бабочка в России), фазан (символ мистики и бессмертия – птица Феникс), крабы и лосось как гастрономические символы региона. Утка-мандаринка, тигр, леопард, изюбрь (олень-цветок) и кабарга, лотос, аралия, киты и даже символ бессмертия и тайных знаний – женьшень, обретающий в видении художников антропоморфные формы и гендерные признаки – традиционные символы территории.

Смешивая, а не противопоставляя, авторы дополняют полотно образами современного мира. Маяки, корабли, мосты, подводные лодки, яхты, японские машины, небоскребы и стилизованное изображение поезда – символы пришедшей и укоренившейся в территорию западной цивилизации и даже мифологической современности, где символом выступает стилизация дальнегорского НЛО.

Внешний орнамент «ковра» художники интерпретируют как мир ближайшего будущего, чередуя техногенные символы и символы природы. В этой части антропоморфные женьшени теряют природную составляющую и предстают населением будущего – не совсем людьми, но и не детьми природы, скорее симбионтом мифологическим и реальным одновременно. Символом цифровой цивилизации становится явно считываемый символ робота, антропо-машинный, архаичный и вместе с этим авангардный.

Художники предлагают запустить ритуал взаимодействия с территорией через фиксацию зрителя на фоне символов, знаков и культурных слоев места, сделав посев кода территории, т.е. разместив селфи в сетях. Чтобы почувствовать себя шаманом места, предлагается одеть шаманский нагрудник.

Проект реализован при партнерстве Музея археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Группировка Hero4Hero
Рабочая группа проекта:
Авторы
Роман Иванищев, Ксения Фролова
Видеограф Артур Лесницкий
Монтаж Ксения Фролова
Фото Виталий Берков
Иллюстратор Виктория Журова
3D скульптор Нарек Игнатов
AR Андрей Петров